— Следуя твоей же логике, для истины, ты слишком много наговорил. Можно сказать, наврал. А как же добро? Ведь есть же добро?
— Добро? Многие считают, что добро — это что-то вроде хорошего капиталовложения. Мол, делай добро, и оно вернется тебе хорошей кармой, удачей, деньгами и так далее. А все совсем не так. И еще не факт, что добро вернется добром. Это потому, что не в этом его предназначение. Добро должно быть добром само по себе. Я думаю, настоящее добро начинается тогда, когда ты полностью отказываешься от себялюбия и эгоизма. От тщеславия. И начинаешь делать что-то не ради того, чтобы тебя потом отблагодарили в той или иной форме. Такое добро должно быть неосознанным и естественным, как дыхание. Только тогда оно настоящее.
— Да… Невмешательство. Пустота. Как следствие, свобода… Но тебе не кажется, что это свобода того рода, который бывает в пустом сердце? В сердце, где нет любви. Нет волнений, терзаний, глупых стремлений. Пустота, свобода, чистота сознания и… скука. К какой тропе приведет тебя такой выбор? К тропе философа, который сам устроил свою казнь?
— Почему бы нет!?
— Да он просто еще один мудак, побывавший на Тибете с большим баулом. Ты знаешь таких, просветленных. Как будто горы что-то могут изменить внутри человека. Позволь я покажу тебе другой взгляд на реальность?
— Валяй!
— Что касается ненужных слоев реальности – тут ты прав. Люди действительно склонны множить сущности. Придумывают себе образы, запреты, правила, догмы, клише. Все это действительно, как бы, лишнее. Хотя, все эти субстанции, вроде желания ездить на самом дорогом авто, или пользовать android последней модели, действительно имеют большое влияние на реальность. Мы вернемся к ним позже. А теперь давай сметем всю чепуху – и это и то, что ты тут нагородил. Что останется? В чем истина? Может быть, смысл в простых вещах? В простых эмоциях и понятиях? Именно это и есть истинная реальность: любовь, гнев, победа, страсть, азарт, гордость, благородство, семья?
— Семья?
— Да, да! Семья! Забота о близких – чем плохой смысл жизни? Кроме того, продолжение рода: один из незыблемых критериев успеха, установленных самой природой. Говорят, один великий завоеватель прошлого является предком чуть ли не каждого десятого жителя своей страны. Вот достойный муж!
— Это если играть по ее правилам.
— А по каким еще правилам прикажешь нам играть в этой реальности? Знаешь поговорку: «Если ты в Риме, поступай как римляне»? Мы сейчас находимся в этом измерении со всеми вытекающими плюсами и минусами. И, может быть, раз уж мы тут, то стоит тратить жизнь на то, чтобы что-то изменить, чего-то достичь? Ведь таковы правила. Пусть даже это приводит к смерти и страданиям. И того и другого, в итоге, все равно не избежать. И может быть, не стоит так уж серьезно относиться к самой жизни и носиться с нею, боясь расплескать? А?
— Плевать на смерть и страдания? Себя и других?
— Да! Ведь тот путь, путь философа, это путь не этого измерения. Может быть в другом мире, но не в этом. К чему он приведет? Ты сможешь так создать семью? Да ты элементарно не сможешь заработать денег!
— Ну, деньги… Разве в них смысл?
— Так говорят все неудачники, которые таким образом оправдывают свою несостоятельность. Втайне любой творец и философ мечтает о богатстве. И это нормально! Мечтать о деньгах. Даже в Непале, когда на твоей карточке неожиданно заканчиваются деньги, ты уже не чувствуешь себя большим белым сагибом, но сразу лучше понимаешь маленьких чернявых аборигенов. Можно сказать, чувствуешь себя ближе к народу.
— А как же эфемерность реальности?
— Эфемерность? Да, есть ненужные слои. Но вся ли она эфемерна? Без денег невозможно вырастить детей, создать полноценную семью. А реальность? Когда у тебя в баке заканчивается бензин – это реальность. Простые дагестанские борцы отлично ладят с реальностью. Они-то знают, что бабло на кармане совсем не эфемерно. Кулак, с быстротой молнии летящий к твоему носу, вполне конкретен. И выбивание бабла на lexus у простых кавказских предпринимателей иногда требует немалого мужества. Они не тратят свои силы на ненужную рефлексию.
— Так что же, по-твоему, делать? Значит власть, богатство и успех не просто слова?
— Хочешь, я подскажу тебе, что делать? Как стать бессмертным полубогом?
— Очистить карму, делать добро, не осознавая этого, медитировать, не поддаваться искушениям и страстям? Не хотеть стать полубогом?
— Нет. Надо стать больше, чем человек. Надо стать сущностью! Понятием! Брендом!
— Что это значит?
— Помнишь, я говорил тебе, что людьми руководит вовсе не логика, а спроецированные социумом стереотипы.
— Ну? Правда, я уже понял, что миром правят все же деньги.
— И деньги тоже. А кто делает деньги?
— Дельцы, фирмы, компании. Они создают товары и услуги. Да и те же бренды.
— А вот и нет. Это бренды используют их. Обрати внимание, что сейчас у большинства компаний нет конкретного владельца. А от смены руководства не меняется сама суть. Бренд! Это как в футбольном клубе может поменяться президент, главный тренер, да хоть вся команда, но это будет все тот же клуб со своим именем. Он больше, чем люди, которые его обслуживают, больше, чем люди, которые в него верят. А компании? Они могут исторгнуть из себя даже самих своих создателей. Это уже не те фирмы эпохи зари капитализма, где вся полнота власти принадлежала одному владельцу. Подумай! Только пять процентов людей думают своей головой, остальные следуют брендам.
— И что же ты конкретно предлагаешь?