“Метрополис” — это не про метрополитен. Это второй немой фильм, который я посмотрел. Первым был “Бури над Монбланом” с Лени Рифеншталь. Но это совсем другая история. Немое кино довольно необычно, если не сказать, странно. Нарочитые жесты и страшно накрашенные у актёров глаза. Смотреть “Метрополис” я начал в вагоне скоростного поезда Киев-Харьков. Но осёкся. Решил не шокировать соседей, с любопытством заглядывающих в экран моего лэптопа.
Почему “Метрополис”? Я где-то прослышал, что это классика мирового кинематографа. Его кадры использовали в своих клипах Queen.
Сюжет, в пересказ на современный лад, вкратце таков.
В SPA и фитнес клуб, где отдыхает золотая молодёжь, врывается воспитательница детского садика, по совместительству, ведущая оппозиционного telegram-канала, со своими детьми. То есть, ведёт она его сама. Без детей, конечно. Немытыми-нечёсаными детьми рабочих она только прикрывается. И, указывая на этот гадюшник, рассказывает подрастающему поколению, что это их побратимы. Потом её канал взламывает мэр города и пытается спровоцировать мирных протестующих, чтобы иметь возможность применить силу. Шокированный происходящим сын мэра случайно попадает в data-центр глубоко под землёй, где при нём у какого-то админа падает сервер и смузи со стола. Сын называет админа своим побратимом, пытается ему помочь, а потом бросается к бате с упрёками и так далее…
Всё это напомнило мне разговор с одним знакомым айтишником из Харькова. Я был у него в гостях и, глядя в тёмное окно на какой-то полностью прозрачный фитнес клуб, говорил о том, что старый и не понимаю, как так можно заниматься. И что в этом городе, больше чем в Киеве, заметна разница между обычным народом и средним классом из мира digital.
— Это ещё что, — ответил друг. — Сейчас не видно, а там задняя дверь супермаркета. Я видел, как там бабушка из его отбросов хлеб выбирала и раздавала снующим вокруг неё детям. А чуть выше в прозрачных окнах девчонки в обтягивающих лосинах на орбитреке маршируют как ни в чём не бывало.
XXI век.
Так вот почему “Метрополис” — это классика? Наверно потому, что все современные голливудские штампы: затопление коридоров, битвы на крыше и падение, развратная женщина с искусственным интеллектом — были известны уже тогда.
Причём, в Германии.